Эссе
Новой школе – современный учитель
Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах.
Ш. Амонашвили
Кто есть современный учитель? Что нужно делать, чтобы быть им? В последнее время часто задаю себе подобные вопросы. Хочется немного поразмышлять над ними.
Меня зовут Амержанова Назгуль Сайлауовна. Я молодой учитель, учитель русского языка и литературы Чаглинской средней школы. Меня часто спрашивают, почему я выбрала эту профессию. Мой выбор был осмысленным. Я являюсь выпускницей Чаглинской средней школы. В годы учебы у меня были учителя, которые помогли мне в выборе моей будущей профессии. Предметы гуманитарного направления были моими любимыми. Примером для меня был мой наставник, учитель русского языка и литературы Уенжанова Шолпан Балташовна. Она верила в меня. И я поступила в университет, а потом закончила магистратуру. Я стала магистром педагогических наук. Для меня не было вопроса, куда пойти работать. Однозначное решение – в родную школу. Я получила фундаментальные знания. Теперь моя задача эти знания передать своим ученикам.
Быть молодым преподавателем – прекрасная возможность всесторонне развиваться. Я работаю рядом с опытными учителями, выпустившими огромное количество учеников, достигшими больших высот. Таким как я, молодым учителям легче усваивать новые технологии, ИКТ в обновленном образовании, в овладении тремя языками, это приоритетные требования к молодым специалистам. Но вместе с тем забывать об опыте не стоит. И задача молодого учителя – перенять опыт наставников и найти свой профессиональный путь. Ведь окружающий нас мир изменяется с поражающей скоростью. Внедряются новые технологии, увеличивается объем знаний, меняется мышление нового поколения. Нужно быть мобильным, креативным и разносторонним учителем, чтобы подстроиться под происходящие изменения.
Молодой учитель – настоящее и будущее новой, современной школы. Для молодого педагога важно постоянно учиться и совершенствоваться, быть в курсе разных событий, касающихся разных сфер жизни.
Конечно, современный учитель должен иметь навыки работы с информационными технологиями, ИКТ, дистанционным образованием, онлайн-обучением и другими инновационными технологиями. Эти технологии направлены на то, чтобы сделать урок богаче, визуализировать его, привлечь внимание учащихся, облегчить понимание предмета и усвоения знаний. Это неоспоримый факт. Но только ли в этом заключается значимость современного учителя?
Как упоминалось ранее, учитель должен быть мобильным, креативным, всесторонне развитым и никогда не должен останавливаться на достигнутом. Помимо своего предмета, должна обладать знаниями в совершенно разных науках: история, биология, естествознание, краеведение, потому что обновленное содержание образования предусматривает интегрированные уроки.
К. Ушинский говорил: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Молодой учитель должен быть не только педагогом, но и другом, товарищем для ребенка. Он обязан не только учить, но и давать душевное тепло, сопереживать, понимать, верить в детей, подбадривать. Когда мы говорим о новой школе, современном учителе, мы не должны забывать о главном – об ученике, ему и только ему должно быть комфортно в этой школе и с этим учителем. Я считаю, что у молодых учителей и современного поколения должны быть общие темы вне школы. Интересы детей могут меняться довольно часто. Поэтому учитель должен быть в курсе всех значимых событий в жизни ребенка. Будь то выход нового фильма или песни, распад любимой группы, победы или поражения любимой команды.
Можно много говорить о том, кто есть современный учитель. Нужно иметь большое мужество и твердый характер, но вместе с тем понимающее сердце, чтобы быть не просто современным, а настоящим учителем. Очень нравятся мне слова известного русского историка В.О. Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». Эти слова станут моим кредо. Я нисколько не жалею о том, что стала учителем. Работая с детьми, я забываю о ходе времени, проблемах, чувствую наслаждение, свою нужность для них. Дети ˗ цветы жизни, а учитель ˗ садовник, бережно взращивающий их. Учить и воспитывать детей ˗ разве не это ли достойный выбор для современного учителя? Думаю, я не изменю своему выбору, своим ученикам.